История храма

В названии Воскресенской церкви воплощено имя главнейшего христианского праздника — Воскресения Иисуса Христа, или Пасхи.

Воскресенская церковь в Воронеже построена на месте более древней, носившей иное название. В XVII веке примерно у нынешнего каменного моста по линии улицы Орджоникидзе заканчивался город. За его стенами находилась Ямская слобода. Здесь жили ямщики, перевозившие государеву почту. Их насчитывалось несколько десятков человек. В Ямской слободе существовала деревянная церковь во имя святых Косьмы и Дамиана; она упоминается в Писцовых книгах допетровского времени. Святые, праздник которых отмечался 1 ноября, считались покровителями домашней птицы, отсюда и предместье называлось еще Курьей слободкой.

Деревянная Космодемьянская церковь, стоявшая «на взгорье», сгорела в пожаре 1748 года. Прихожане начали строительство нового деревянного здания, но имя церкви изменили и нарекли ее Воскресенской. К 1752 году работы были завершены, правда, к этому времени верующие возжелали обезопасить себя от огненной стихии и возвести каменные хоромы. Деревянную церковь продали на своз в село Березовое Воронежского уезда.

Каменный храм строили прочно, на века. Он был двухэтажным: нижняя церковь отапливалась, в верхней служили только в летнюю пору. Используя современную терминологию, можно сказать, что духовный очаг вводили в строй поэтапно. 29 ноября 1761 года освятили придел в честь Рождества честного и славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, устроенный в первом этаже. Вся нижняя церковь во имя Казанской иконы Божией Матери стала действовать с 1765 года. Верхний холодный этаж в честь Воскресения Христова завершен был в 1768 году.

№ 30 воскресенская церковь

Пять лет спустя крупный пожар уничтожил значительную часть Воронежа, но Воскресенской церкви он не коснулся. Восстанавливать город решено было по генеральному плану, утвержденному в марте 1774 года Екатериной II. Значительно расширялись городские границы, и Ямская слобода оказалась внутри них. Потому-то последний, девятый пункт указа императрицы гласил: «Ямской слободе быть вне города за земляным валом». Поселение ямщиков переносилось к Московской заставе (сейчас остановка «Площадь заставы»), позже рядом прошла железная дорога. На новом месте ямщики церковь не построили. Жители слободы по-прежнему относились к приходу Воскресенской церкви, хотя их отделяло от нее около двух верст.

В конце XVIII века Воскресенская церковь фактически оказалась в центре города. Храмы здесь расположены весьма близко друг к другу, но у каждого был свой круг верующих. На Воскресенской улице (ныне улица Орджоникидзе) обитали дворяне, чиновники, купцы. В 1826 году через Богословскую улицу перебросили первый в городе каменный арочный мостик; церковь обрела теперь устойчивый ориентир в своей топографии.

Вокруг церкви в XVIII веке существовало небольшое приходское кладбище. Захоронения там отмечены в 1750— 1770-е годы: купцы Тимофей Нечаев (1711-1757), Дрон Котельников и его жена (1757), Максим Нечаев (1733—1760), Никита Семенищев (1765), Гавриил Синицын (1765). Были у церкви могилы целого клана Титовых, Евсея Даниловича (1691—1765), Матвея Ивановича (1765), жены Федора Ивановича Титова Пелагеи Григорьевны (1745—1770). С течением времени погост пришел в запустение, надгробные памятники исчезли, холмики сровнялись с землей. В. В. Литвинов опубликовал текст на чугунной плите, которая одна только и уцелела в церкви в 1921 году: «Преставися раб Божий Воронежский купец Иван Данилов сын Титов 1754 году декабря 25 дня. От роду ему было 73 года 9 месяцев и 5 дней и погребен на сем месте. Тезоименитство его бывает марта 30 дня преподобного отца нашего Иоанна спасителя Лествицы».

До революции облик церкви изменениям не подвергался, только в 1882 году в нижнем Казанском храме обновили иконостас. В 1914 году на церковной земле построили одноэтажную каменную богадельню, имелся и двухэтажный каменный дом для причта.

getImage 3

Последним настоятелем Воскресенского храма до революции был священномученик иерей Митрофан Девицкий (1877-1920).
Священник Митрофан Девицкий родился в 1877 году в селе Давыдовка Коротоякского уезда Воронежской губернии в семье диакона Михаила Девицкого, служившего в Казанской церкви этого села. По окончании Воронежской Духовной семинарии Митрофан Михайлович поступил в Киевскую Духовную академию, которую окончил в 1903 году со степенью кандидата богословия и был назначен во Владикавказское духовное училище преподавателем русского и церковно-славянского языков.

М. Девицкий

В 1904 году Митрофан Михайлович женился на Марии Ивановне Абрамовой (1983-1956).

жена Мария 1         М. Девицкий1

Вскоре его рукоположили в сан священника и перевели в Новороссийск, а оттуда – в 1906 году в Воронеж, где он преподавал Закон Божий во 2-й мужской гимназии и, кроме того, – дидактику в женском епархиальном училище.

В сентябре 1907 года он был назначен клириком Тихвино-Онуфриевской церкви, заведующим и законоучителем церковно-приходской школы при храме и преподавателем Закона Божия в техническом железнодорожном училище.

В ноябре 1909 года отец Митрофан был назначен настоятелем Воскресенского храма в Воронеже.

Помимо пастырской деятельности М. Девицкий отличался на почве благотворительности:

— Когда он был клириком Тихвино-Онуфриевской церкви, там был организован странноприимный дом.

— В 1914 году он был инициатором постройки богадельни при Воскресенском храме.

— Жители села Давыдовка хотели перестроить свой храм и, по архивным данным, средства на его перестройку собирались в Воронеже и скорее всего М. Девицкий принимал в этом участие.

Помимо благотворительной деятельности М. Девицкий занимался и просветительской работой. Будучи законоучителем в женском Епархиальном училище и во 2-й мужской гимназии, он был инициатором проведения духовных воскресных чтений на различные темы, он был хорошим специалистом в области Ветхого Завета, а также предлагал слушателям темы, связанные с историей церкви.

Проповеди М. Девицкого печатались в «Воронежских Епархиальных ведомостях» начиная с 1909 года, 2-3 проповеди выходили под его автороством. Они произносились с кафедры Благовещенского Собора Митрофановского монастыря, и были посвящены памятным датам Царственной семьи. Это, скорее всего, и повлияло на дальнейшую судьбу М.Девицкого, когда начинается гражданская война и гонения на церковь, он был вынужден с семьёй, а к тому времени у него уже было 7 детей, уехать из г. Воронежа в село Старая Меловатка.

Дом в Меловатке   Дети М Девицкого

Глава семьи приобрел четырехкомнатный дом и корову, чтобы прокормить детей. В одном из сельских храмов отец Митрофан стал по-прежнему служить Богу. Однако и в селе жилось беспокойно и тревожно. Сюда поочередно также приходили то белые, то красные.

8 февраля 1920 года священник Митрофан Девицкий был расстрелян красноармейцами возле своего дома на глазах беременной жены и детей. Ему было 43 года.

Из воспоминаний старшей дочери отца Митрофана Валентины:

«…глубоким вечером в дверь дома сначала громко постучали, а затем ворвались пятеро в буденовках…

… Грубо оттолкнув матушку и силой вытащив из избы отца Митрофана, нехристи поставили его к стенке, вскинули винтовки и приказали ему повернуться спиной.

– Нет уж, увольте! – спокойно сказал отец Митрофан. – Умирать буду, глядя смерти в лицо… Единственное, о чем прошу, – уведите со двора жену и детей… И еще скажу: веру в Христа, в Котором есть всякое духовное и нравственное совершенство, назвать преступлением могут только сами преступники. Так и знайте!…

…Прогремели выстрелы. Все стрелявшие метили отцу Митрофану в голову. Пули тут же сразили его, он упал бездыханный…».

Через несколько лет после расстрела последовало раскулачивание семьи Девицких в Старой Меловатке. Власти реквизировали дом, увели корову. Дети были брошены на произвол судьбы и, очевидно, вынуждены были бы бродяжничать, нищенствовать. И только хлопоты одного из старших братьев, дали результаты: и дом, и корову власти возвратили семье Девицких, поняв, что уж слишком перегнули палку.

Священник Митрофан Девицкий прославлен Русской Православной Церковью Заграницей в 1981 году. Почитается в числе небесных покровителей Воронежской Православной Духовной Семинарии. 8 февраля благословляется совершать соборную панихиду.

фрагмент иконы с М.Девицким       Икона покровители Воронежской Семинарии

Матушка отца Митрофана Мария Ивановна умерла в 1956 году.

В семье было 8 детей (младший Митрофан родился после смерти о. Митрофана).

 

В начале 1930-х годов Воскресенская церковь была закрыта,  а здание передали под склад предприятиям легкой промышленности.

1930 воскресенская церковь

Во время Великой Отечественной войны немцы заняли колокольню под наблюдательный пункт. Старожилы говорят, что там расположился снайпер, который расстреливал советских солдат, наступавших со стороны левого берега. Поэтому советской артиллерии была поставлена задача уничтожить этот пункт противника, что и было выполнено. Советская артиллерия с левого берега разрушила ее до первого яруса, заодно сгорела кровля купола, от взрывов пострадала кирпичная кладка.Так погибла красавица-колокольня, которая являлась главным украшением храма.

храм

К осени 1944 года склад Легпрома вновь обосновался в нижнем этаже, верхний числился сгоревшим. «Ростекстильторг» занимал Воскресенскую церковь до  конца 1993 года, когда областная администрация решила возвратить храм верующим.

В 90-х годах церковь производила удручающее впечатление. В стенах пробиты новые окна, двери, проемы для транспортера, срезаны металлические стяжки сводов. Фасад весь в трещинах, над окном алтаря вывалилось более метра кладки. Строение еще в 1987 году было признано аварийным и непригодным для эксплуатации.

 

храм 15     воскр церк до реставр нач 1990

13 декабря 1993 года Воскресенская церковь была передана Епархии.

По святым местам. Воскресенский храм Воронежа. Фильм телеканала «СОЮЗ»- http://tv-soyuz.ru/peredachi/po-svyatym-mestam-voskresenskiy-hram-voronezha

 

(8462)

Оставить комментарий

Добавить комментарий